Исследование реляционного подхода

в гештальт-терапии

Бизнес психолог, гештальт-терапевт в реляционном подходе, топ-менеджер в сфере машиностроения
Научный руководитель, гештальт-терапевт в реляционном подходе, СУПЕРВИЗОР, Директор Управления Образования ООО "Институт Практической Психологии — Личность в бизнесе»
Современное постмодернистское общество бросает новые вызовы для психотерапии. Методологии, которые работали пару десятилетий назад, оказываются неэффективными. В своей статье М. Спаньоло Лобб отмечает, что примерно в 1980-е годы клиническое страдание клиентов и их запросы изменились: с потребности в автономии и свободе к контакту и взаимосвязи с другим. В обществе, в котором люди проводят больше времени в интернет общении, основанном на своих проекциях, открытый человеческий контакт становится роскошью. Люди теряют ощущение себя, возникает новая потребность – определить себя в отношениях с другим. Гештальт-терапия столкнулась с вызовами при работе с подобными запросами клиентов [11]. Целью данной статьи является изучение понятия «реляционность» как наиболее актуального подхода в психотерапии опирающегося на отношения людей.

Термин «реляционность» восходит к латинскому relatio – отношение в широком смысле как отношение предметов, так и отношения между людьми [2].
Олег Сергеевич Разумовский – широко известен в нашей стране и за ее пределами как крупный специалист по проблемам онтологии, теории познания, диалектике, философским вопросам естествознания и техники, теории времени (темпорологии), по детерминизму, теории систем. Он - зачинатель систематических философско-методологических исследований по основаниям теорий экстремологии, бихевиористики и оптимологии. В 90-е гг. ХХ века и в начале первого десятилетия нового столетия Разумовский развил новые подходы к пониманию системности, структур и сетей, сложности и т.п. Эти подходы нацелены на современное научное истолкование того, что происходит в рамках жизнедеятельности сложных по природе саморазвивающихся, т.н. «бихевиоральных» систем и структур. О.С. Разумовский дает видение реяционности с точки зрения теории философии, а не прикладное (со стороны психологии). Тем не менее его постулаты позволяют расширить понимание термина реляционность.
О.С. Разумовский видит реляционность как «наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе)».

По О.С. Разумовскому «Реляционность обеспечивает или постоянно, или иррегулярно, или периодически какое-либо по форме и качеству соединение, сочетание, дополнительность как минимум двух объектов А и В или их аспектов, объединение их в некое целое, в единое. Это свойство, как нечто третье, - промежуточно и как бы помещено посредине между А и В; оно соединяет и объединяет их по какому-нибудь критерию - как в грамматическом союзе "и" между А и В».
Если обратить это в язык психологии, то реляционность – это нечто, что возникает между клиентом и терапевтом, что связывает их в единое целое; то, что расположено в пространстве «между».

«Условием появления отношений можно считать наличие сторон или полюсов отношения А и В, без которых оно никогда не возникает и не существует. Реляционность означает появление и взаимной зависимости полюсов друг от друга.

Полюса и их аспекты всегда первичны, реляционность вторична. В силу этого, любое отношение, будучи зависимым от своих сторон, исторично вместе с ними, оно всегда локализовано в пространстве и времени» [4].

Таким образом клиент и терапевт находятся в реляционной взаимозависимости, оказывая влияние друг на друга. И, через эту взаимозависимость терапевт располагает возможностью помочь клиенту по-новому взглянуть на ситуацию, развернуть новый опыт в пространстве «между», в котором возникает фигура травмы клиента.

Г. Уилер в своей статье «Новые направления в теории гештальта: психология и психотерапия в эпоху глобальных перемен» предлагает созвучные О.С. Разумовскому идеи и выдвигает на передний план активную взаимную зависимость между людьми (реляционность) как само явление жизни. «Активная взаимная зависимость, связанная с отношениями, продолжается постоянно, всю жизнь. Она и является жизнью. Она участвует в нашем созидании – мы постоянно взаимно проникаем друг в друга, взаимно создаем друг друга и наше поле. ... Вы уникальны, вы занимаете уникальную творческую точку в поле – и в тоже самое время вы взаимно проникаете в окружающих вас людей, людей, находящихся рядом» [5, с. 325].

Г. Уиллер видит цель жизни прежде всего в обогащении и оживлении обоих полюсов участвующих в отношениях, в повышении сложности, а значит и плодотворности их взаимодействия.

Первыми исследователями сферы реляционного подхода стали представители школы интерсубъективного и реляционного психоанализа Stern et al., 1998, 2003; Beebe & Lachman, 2001; Tronick, 1989; Orange, Atwood & Stolorow, 1997; Mitchell, 2000, которые описали важные реляционные аспекты человеческого опыта. Их работы нашили поддержку у исследователей в сфере нейронаук Rizzolatti et al., 1996; Panksepp, 1998; Porges, 2009; Damasio, 2010; Van der Kolk, 2014; и др.

Партнерство этих двух направлений исследователей позволило сформировать новый подход к работе с актуальными видами страдания постмодернистского общества на основе феноменологической, полевой и эстетической парадигм [11].

Являясь ответом на запрос общества «определять себя через отношения», реляционное направление в гештальт-терапии основывается на взаимном влиянии терапевта и клиента. Клиент и терапевт не существуют отдельно друг от друга, между ними всегда пространство «между», в котором может проявляться психопатология. Таким образом психопатология является свойством пространства отношений «между», на проявление которого повлиял как клиент, так и терапевт [11].

Ф. Перлз описывает психопатологию, как творческое приспособление к сложной ситуации [3]. Если посмотреть на это определение с точки зрения реляционной парадигмы, получается, что творческое приспособление проявляться и актуализируется в сложном социальном взаимодействии, в пространстве сессии «между» терапевтом и клиентом .

Дж. Воллантс в своей книге «Гештальт-терапия. Терапия ситуации» утверждает, что человек и его окружение неразделимы и являются частями одного целого. Дж. Воллантс утверждает, что в терапии мы должны принимать во внимание реляционную, ситуационную и контекстуальную перспективу [12]. П. Кавалери исследуя феноменологию восприятия М. Мерло-Понти констатирует, что бытие субъекта скорее является чувством, проявляющимся не только «на пересечении моего опыта», но и «на пересечении моего опыта с опытом других». От этого переплетения и рождается «феноменальный мир» и наш опыт в его отношении. То есть на наше восприятие нашего опыта также влияет опыт других [1, с.48].
Маргерита Спаньоло Лобб, гештальт-терапевт, психолог, основатель и директор Итальянского Института Гештальт-терапии. Она разработала основные положения реляционного гештальт-подхода, который получил дальнейшее развитие в мире, ввела понятие настоящее-для-будущего (now-for-next) [11] как развитие понятия здесь-и-теперь, является создателем концепции полифонического развития доменов (модальностей контакта), является автором понятия Эстетического Реляционного Знания (ЭРЗ), посредством которого терапевт может ощутить «обратную сторону луны» страдания клиента.
М. Спаньоло Лобб определяет реляционность как работу с особым чувством близости и взаимосвязи между терапевтом и клиентом. Ключевыми принципами реляционного подхода стали концепции границы контакта, поля организм/окружающая среда, эстетического реляционного знания и интенциональности. Основной фокус внимания терапевта сместился с работы с индивидом на работу с полем, в котором здесь-и-теперь возникают переживания клиента. Это создает ощущение того, что тебя видит другой, формирует у клиента ощущение существования для кого-то другого, и, открывает возможности для проявления творческого приспособления.

Страдание клиента – это его способ нахождения в коммуникации с другим, и оно ощущается как клиентом, так и терапевтом. Это потеря спонтанности во взаимности, основанная на взаимодействии между терапевтом и клиентом. Дж. Франчесетти рассматривает психопатологию не как боль, но как «отсутствие» клиента в коммуникации (или невозможность его полного присутствия). Страдание клиента актуализируется в определенной социальной ситуации (в определенном поле) в которой присутствует и терапевт, и клиент [7]. Таким образом страдание не принадлежит исключительно клиенту, это некоторая ситуация свой вклад в которую вносят оба участника. В ситуации присутствует не только клиент, который не в состоянии спонтанно дотянуться до терапевта, но и сам терапевт, который чувствует себя неспособным дотянуться до клиента. Терапевт является частью той же ситуации (или поля), что и клиент.

Отсутствие клиента (или по Дж. Франчесетти «отсутствие присутствия») ощущается терапевтом буквально на уровне тела посредством кинестетического резонанса. Кинестетический (от греческого слова cineo – «приводить в движение») резонанс – это возможность ощутить другого на уровне тела через свои чувственные отклики. Р. Франк в статье «Self в движении» описывает кинестетической резонанс как «многократное отражение и воспроизведение чувственных оттенков, распространяющихся от одного человека к другому. Так мы «слушаем» себя через других и чувствуем свое присутствие. Кинестетический резонанс – это возникающее в отношениях чувство нашего сродства» [6, с. 433]. Кинестетический резонанс опирается на чувствах, возникающих в нашем теле. При изменении окружающий среды изменяется очень быстро изменятся постуральный тонус и положение нашего тела, оно готово действовать. Тонус тела и наши ощущения неразрывно связаны, и отражают наше состояние. Терапевт обученный кинестетическому резонансу через наблюдение своих телесных ответов способен ощутить изменение состояния клиента еще до момента оценки и получить «дорефлексивный опыт эмпатии».

В своих работах Р. Франк рассматривает взаимосвязь ощущений тела и изменений, происходящих в окружающей среде. Она отмечает, что «при изменении окружающей среды мы чувствуем и изменения в теле. Подобным образом, когда мы испытываем какие-то перемены в теле, пусть самые незначительные, мы чувствуем перемену в отношениях с окружающей средой. Невозможно осознавать себя в отрыве от того, что нас окружает» [8, с. 73].

Таким образом терапевт может ощущать реляционное взаимное пространство «между» и его изменения. Это позволяет рассматривать психопатологическое страдание как феноменологический аспект отношений, а не как изолированное поведение клиента.

Взаимное пространство подразумевает развитие концепции полевой парадигмы: терапевт становится частью ситуации клиента и, проявляя свою человечность и профессиональную компетентность, совместно с клиентом создает целительный «танец», который обеспечивает проявление интенциональности (глубинного запроса) клиента [10].

Например, когда клиент говорит: «Я злюсь на свою мать», терапевт работающий в диалогическом или процессуальном подходе попросит представить мать, сидящую на пустом стуле, и рассказать ей о своем гневе. Терапевт работающий в реляционном подходе спросит: «Что вы чувствуете в своем теле, когда говорите мне, о том, что сердитесь на свою мать?» [11]

Таким образом реляционный гештальт-подход выводит на первое место в терапевтическом процессе возможность встречи с другим, переносит индивидуалистическую природу страданий клиента в пространство «между», в пространство взаимозависимости двух людей, находящихся в коммуникации, в пространство в котором страдание принадлежит не исключительно клиенту, но ситуации в которой участвует в том числе и терапевт. А значит, совместными усилиями терапевта и клиента это страдание может быть трансформировано.
Источники:
1. Гештальт-терапия и нейронауки. От изоморфизма к воплощенной симуляции. Под ред. Пьетро Кавалери – М., Институт Общегуманитарных исследований, 2021
2. Дворецкий И.Х., Латинско-русский словарь. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Издательство "Русский язык", 1976 - 1096 стр.
3. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. Возбуждение и рост человеческой личности. Институт общегуманитарных исследований. – 2008.
4. Разумовский О.С. Реляционность // Институт Исследования Природы Времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chronos.msu.ru/old/TERMS/razumovsky_relyatsionnost.htm (дата обращения 01.03.2024).
5. Уилер Г. Пересмотренный гештальт: новый подход к контакту и сопротивлению. – М.: Смысл, 2019.
6. Франк Р. Self в движении / Self – полифония современных идей в гештальт-терапии. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. – 450 с.
7. Francesetti G. From individual symptoms to psychopathological fields. Towards a field perspective on clinical human suffering //British Gestalt Journal. – 2015. – Т. 24. – №. 1. – С. 5-19.
8. Frank R. The bodily roots of experience in psychotherapy. – Routledge, 2022.
9. Spagnuolo Lobb М. and Schulthess P. Gestalt Therapy: Relational Developments and Research // International Journal of Psychotherapy. – 2020. – Т. 24. – №. 3.
10. Spagnuolo Lobb M. The now-for-next in psychotherapy: Gestalt therapy recounted in post-modern society. – Istituto di Gestalt HCC Italy, 2013.
11. Spagnuolo Lobb М. The Relational Turn of Gestalt Therapy Clinical Practice: From the "empty" chair to the "dance of reciprocity" in the field //International Journal of Psychotherapy. – 2020. – Т. 24. – №. 3.
12. Wollants G. Gestalt therapy: Therapy of the situation //Gestalt Therapy. – 2012. – С. 1-168.
Контакты для связи
+7 985 154 8115
smorodinovm@mail.ru