О.С. Разумовский видит реляционность как «наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе)».
По О.С. Разумовскому «Реляционность обеспечивает или постоянно, или иррегулярно, или периодически какое-либо по форме и качеству соединение, сочетание, дополнительность как минимум двух объектов А и В или их аспектов, объединение их в некое целое, в единое. Это свойство, как нечто третье, - промежуточно и как бы помещено посредине между А и В; оно соединяет и объединяет их по какому-нибудь критерию - как в грамматическом союзе "и" между А и В».
Если обратить это в язык психологии, то реляционность – это нечто, что возникает между клиентом и терапевтом, что связывает их в единое целое; то, что расположено в пространстве «между».
«Условием появления отношений можно считать наличие сторон или полюсов отношения А и В, без которых оно никогда не возникает и не существует. Реляционность означает появление и взаимной зависимости полюсов друг от друга.
Полюса и их аспекты всегда первичны, реляционность вторична. В силу этого, любое отношение, будучи зависимым от своих сторон, исторично вместе с ними, оно всегда локализовано в пространстве и времени» [4].
Таким образом клиент и терапевт находятся в реляционной взаимозависимости, оказывая влияние друг на друга. И, через эту взаимозависимость терапевт располагает возможностью помочь клиенту по-новому взглянуть на ситуацию, развернуть новый опыт в пространстве «между», в котором возникает фигура травмы клиента.
Г. Уилер в своей статье «Новые направления в теории гештальта: психология и психотерапия в эпоху глобальных перемен» предлагает созвучные О.С. Разумовскому идеи и выдвигает на передний план активную взаимную зависимость между людьми (реляционность) как само явление жизни. «Активная взаимная зависимость, связанная с отношениями, продолжается постоянно, всю жизнь. Она и является жизнью. Она участвует в нашем созидании – мы постоянно взаимно проникаем друг в друга, взаимно создаем друг друга и наше поле. ... Вы уникальны, вы занимаете уникальную творческую точку в поле – и в тоже самое время вы взаимно проникаете в окружающих вас людей, людей, находящихся рядом» [5, с. 325].
Г. Уиллер видит цель жизни прежде всего в обогащении и оживлении обоих полюсов участвующих в отношениях, в повышении сложности, а значит и плодотворности их взаимодействия.
Первыми исследователями сферы реляционного подхода стали представители школы интерсубъективного и реляционного психоанализа Stern et al., 1998, 2003; Beebe & Lachman, 2001; Tronick, 1989; Orange, Atwood & Stolorow, 1997; Mitchell, 2000, которые описали важные реляционные аспекты человеческого опыта. Их работы нашили поддержку у исследователей в сфере нейронаук Rizzolatti et al., 1996; Panksepp, 1998; Porges, 2009; Damasio, 2010; Van der Kolk, 2014; и др.
Партнерство этих двух направлений исследователей позволило сформировать новый подход к работе с актуальными видами страдания постмодернистского общества на основе феноменологической, полевой и эстетической парадигм [11].
Являясь ответом на запрос общества «определять себя через отношения», реляционное направление в гештальт-терапии основывается на взаимном влиянии терапевта и клиента. Клиент и терапевт не существуют отдельно друг от друга, между ними всегда пространство «между», в котором может проявляться психопатология. Таким образом психопатология является свойством пространства отношений «между», на проявление которого повлиял как клиент, так и терапевт [11].
Ф. Перлз описывает психопатологию, как творческое приспособление к сложной ситуации [3]. Если посмотреть на это определение с точки зрения реляционной парадигмы, получается, что творческое приспособление проявляться и актуализируется в сложном социальном взаимодействии, в пространстве сессии «между» терапевтом и клиентом .
Дж. Воллантс в своей книге «Гештальт-терапия. Терапия ситуации» утверждает, что человек и его окружение неразделимы и являются частями одного целого. Дж. Воллантс утверждает, что в терапии мы должны принимать во внимание реляционную, ситуационную и контекстуальную перспективу [12]. П. Кавалери исследуя феноменологию восприятия М. Мерло-Понти констатирует, что бытие субъекта скорее является чувством, проявляющимся не только «на пересечении моего опыта», но и «на пересечении моего опыта с опытом других». От этого переплетения и рождается «феноменальный мир» и наш опыт в его отношении. То есть на наше восприятие нашего опыта также влияет опыт других [1, с.48].